fbpx

Культура «корпоративного стартапа»: как работает внутреннее предпринимательство

20.01.2020

«Талантливый сотрудник уходит из крупной корпорации, чтобы создать собственный бизнес» — популярный сюжет материалов многих деловых изданий. Однако есть и альтернативный способ попробовать себя в роли бизнесмена: внутреннее предпринимательство или интрапренерство. Это — возможность запустить свой бизнес при поддержке крупной технологической компании. Расскажем, что дает такой подход компаниям и их сотрудникам и как это работает у нас, в стартап-студии АДВ.

Каким бывает внутреннее предпринимательство

Принято выделять два типа внутреннего предпринимательства. Первый подразумевает организацию корпоративных акселераторов или инкубаторов. В этом случае компания привлекает под свое крыло наиболее перспективные стартапы, которые разрабатывают технологии в интересующей её предметной области. Такая инициатива существует, например, в Jaguar Land Rover — автоконцерн финансирует около 50 стартапов ежегодно, а затем использует их технологии в своих автомобилях.

Второй вариант подразумевает развитие инноваций в компании силами сотрудников. Они получают зарплату и бонусы за свою работу и могут использовать ресурсы фирмы для развития идей. Такой подход к ведению бизнеса применяли еще в начале 1980-х годов. Известно, что линейка персональных компьютеров Macintosh от Apple появилась именно благодаря интрапренеру. Сотрудник компании Джеф Раскин в 1979 году предложил сделать удобный и недорогой компьютер для рядового потребителя, и руководство одобрило запуск проекта. За несколько лет Раскин сформировал команду разработчиков, которые спроектировали оригинальные машины Macintosh и исходную версию операционной системы Mac OS.

Есть и современные примеры — с 2016 года BMW при поддержке Оксфордского университета помогает сотрудникам составлять бизнес-планы для развития инновационных идей. Перспективные предложения автопроизводитель внедряет на своих фабриках. Аналогичные проекты есть у Deutsche Telekom, «Лаборатории Касперского» и Google — сервис Gmail, кстати, также придумал интрапренер.

В чем польза для компаний и сотрудников

В первую очередь развитие культуры внутреннего предпринимательства полезно для самих компаний. Они получают конкурентное преимущество.

Увеличение доходности. Сотрудники-предприниматели, работающие над собственными проектами внутри компании, помогают ей нарастить прибыль на существующих рынках. Например, один из инженеров «Лаборатории Касперского» предложил разработать комплекс онлайн-тренингов по информационной безопасности для корпоративных клиентов. Получив одобрение руководства, он представил образовательную платформу Kaspersky Cybersecurity Awareness. Теперь тренинги по ИБ приносят ИТ-компании выручку в несколько миллионов долларов ежегодно.

Свежие идеи. Команды, приходящие в корпоративный акселератор, могут предложить нестандартный взгляд на решение той или иной проблемы. То, что они не знакомы с нюансами корпоративной жизни — не всегда плохо. Не ограниченные «парадигмой корпоративного мышления», стартапы в полной мере могут реализовать принцип «think outside of the box», действовать смело и не бояться ошибок.

Рост мотивации у сотрудников. Они получают возможность заниматься собственным проектом, который им нравится и интересен, заряжая энтузиазмом остальных. В Deloitte пишут, что такой подход создает положительную обратную связь и формирует в компании особую культуру — все больше работников проявляют инициативу и предлагают новые идеи.

Развивать стартап на базе компании выгодно и для самого интрапренера.

Меньше бюрократии. Внутреннее предпринимательство снимает с проактивного сотрудника риски, связанные с созданием и управлением новой компанией. Ему не нужно вкладывать свои деньги или брать кредит на открытие бизнеса. Плюс он может пользоваться ресурсами работодателя вроде патентной разведки, бухгалтерии, офиса и услуг HR.

«Бухгалтерия, финансы и делопроизводство — это бермудский треугольник, в котором многие компании исчезают, так и не раскрыв свой потенциал. Элементарная неспособность быстро заключить договор с клиентом может стать большой проблемой, особенно если этот клиент на данный момент является единственным. Форма собственности, налоги, отчетность — все эти вещи часто отвлекают основателя от его первоочередной задачи, а именно развития продукта и компании в целом»

— Вадим Дьяков, директор по инновациям группы АДВ

Менторство и помощь партнеров. Менторы помогут владельцу стартапа увидеть несоответствие между задачами продукта и текущими действиями. Специалисты при необходимости скорректируют бизнес-план и вектор развития.

Новый опыт. Молодой предприниматель нарабатывает нужные деловые связи и репутацию среди коллег по цеху. Если проект все же не выгорит, сотрудник все равно получит полезные навыки и дополнительный плюс к резюме.

Культура внутреннего предпринимательства положительно сказывается не только на развитии компании, но и на экономике целых регионов.

Наглядным примером может служить так называемый парадокс Западной Европы. По данным Всемирного экономического форума, в Западной Европе открывается сравнительно мало стартапов. Несмотря на это, уровень конкуренции на рынке очень высок. Друг с другом соревнуются крупные технологические компании, в которых работает большое количество интрапренеров. Они создают новые рабочие места и двигают экономику вперед.

Как устроено внутреннее предпринимательство в АДВ

Мы в группе АДВ тоже развиваем культуру внутреннего предпринимательства. Поэтому мы основали стартап-студию — ADV LaunchPad. Стартап-студия — это относительно новый формат работы, призванный наладить «серийное производство» молодых компаний.

В отличие от инкубаторов, акселераторов и венчурных фондов, в которые команды приходят уже с готовым бизнес-планом и MVP, студия берет в работу проекты даже на стадии идеи и проходит с предпринимателями весь путь от подтверждения гипотезы до релиза. Мы активизируем свои ресурсы и имеющуюся инфраструктуру, чтобы проверить гипотезы, построить продукт и выпустить его на рынок, а также снять с предпринимателя всю бумажную работу (бухгалтерские и юридические вопросы, наем программистов). Основатели могут опрашивать наших клиентов и партнеров, чтобы оценить качество своей идеи. Так они выявляют полезные инсайты и исключают риск создания никому не нужного продукта.

По этим причинам стартап-студия чаще всего берет более крупную долю в компании, чем акселераторы или венчурные фонды — на нее ложатся более высокие риски и больший объём работы. Но предприниматель может спокойно сконцентрироваться на самом главном — создании жизнеспособного бизнеса — и пройти все этапы до выхода на рынок быстро и с минимальными потерями. В таких условиях шансы создать качественный продукт резко повышаются: по данным Global Startup Studio Network, акселераторы «формируют» успешный стартап в 21% случаев, для студии эта вероятность больше — 34%.

Стать участником программы ADV LaunchPad могут как сотрудники группы АДВ, так и сторонние предприниматели. Приоритетные направления для проектов — технологии оптимизации маркетинга (MarTech, AdTech), бизнес-аналитика, искусственный интеллект для бизнеса, digital-продукты повседневного спроса (B2C), инструменты для электронной торговли, цифровые медиа, eSports и другие.

Как мы работаем с проектами

Все начинается с подачи заявки — её можно отправить нам через форму на сайте ADV LaunchPad. Все предложения рассматриваются в индивидуальном порядке, поэтому стадия развития проекта может быть любой. Важно, чтобы у сотрудника или предпринимателя было четкое понимание, какую именно проблему будет решать его продукт, каковы размеры и потенциал целевого рынка. Также необходимо представить гипотезы о том, как можно решить проблему, и определить потенциальные каналы доставки услуги или продукта до пользователей.

Проект проходит три стадии: Customer & Product Development, Launch и Scaling. Первая стадия длится три месяца — в это время предприниматели под присмотром менторов исследуют рынок, разрабатывают MVP и тестируют гипотезы.

Существует 2 главных этапа после отбора в ADV LaunchPad:

1) Подтверждение гипотез о проблеме. Главный KPI: количество проведенных интервью и наличие действительно большой и острой проблемы.

2) Подтверждение гипотез о решении проблемы. Главный KPI: количество проведенных интервью и наличие валидного решения.

После успешного подтверждения гипотез проект может рассчитывать получить до 3 млн руб. стартового финансирования на разработку MVP. Если идею предложил сотрудник АДВ, на этом этапе он может полностью посвятить себя проекту.

На второй стадии (3–6 месяцев) продукт выходит на рынок — для этого интрапренеры прорабатывают детальный план развития, привлекают инвестиции и формируют команду разработчиков. Со всеми этими задачами помогают специалисты АДВ.

«Обращение к сторонним разработчикам — довольно распространённая практика, однако найти подходящую команду бывает не так просто. Соотношение цены и качества работы, правильное написание ТЗ, перевод вашей идеи с языка бизнеса на язык разработки — без помощи стартап-студии или акселератора всё это может не только отнять приличное количество времени, но и обернуться впустую потраченными деньгами и необходимостью заново начинать поиски»

— Вадим Дьяков, директор по инновациям группы АДВ

Третья, заключительная стадия — Scaling, продолжительностью от 6 до 12 месяцев. Это время отведено под масштабирование команды стартапа и начало активных продаж. К этому моменту бизнес-модель стартапа полностью сформирована, и он готов отправляться в самостоятельное плавание.

Если разрабатываемая технология применима только в экосистеме АДВ, то мы выкупаем большую часть компании и встраиваем решение в бизнес-процессы группы. При этом команда сможет продолжать работать над продуктом. Если технология имеет потенциал вне АДВ, то команда становится отдельным юнитом. В этом случае большая часть компании принадлежит самим разработчикам.

Первый опыт

Смотр идей от сторонних предпринимателей и сотрудников АДВ начался в июле прошлого года. В конце сентября мы уже составили список из пяти проектов, прошедших отбор по ряду критериев: опыт команды, сложность реализации, соответствие задачам агентств группы АДВ, привлекательность рынка и др. Среди этих проектов:[AT1]

  • Мобильная платформа для проведения онлайн-опросов, позволяющая в реальном времени получить доступ к мнению тысяч потребителей.
  • Визуальный конструктор голосовых навыков (голосовой помощник), с помощью которого можно быстро создать голосовой навык для умных колонок.
  • Онлайн-сервис для умного мониторинга упоминаний бренда и конкурентов в социальных сетях при заданном контексте.
  • Автоматизированная система передачи креативов (креативный менеджер), позволяющая сократить время согласования материалов и проверить их на соответствие требованиям площадок.
  • Интеллектуальный инструмент для выдачи рекомендаций по улучшению рекламных кампаний (ROI, CPC, CPM) на основе данных аналитики клиента.

Все проекты прошли стадию тестирования гипотез, два из них (голосовой помощник и креативный менеджер) получили финансирование.

Короткие итоги

Вот несколько важных моментов, которые мы отметили за время работы нашей стартап-студии и обучения первых интрапренеров:

  • Внутреннее предпринимательство помогает компании адаптироваться к условиям внешней среды. Если изменения на рынке происходят очень быстро, бизнесу приходится непрерывно генерировать новые идеи — в рамках традиционной корпоративной культуры добиться этого сложно. Внутреннее предпринимательство, с одной стороны, раскрывает креативные возможности ваших сотрудников, с другой — обеспечивает постоянный приток свежих идей от сторонних предпринимателей.
  • Одна из главных сложностей при построении культуры внутреннего предпринимательства — создание для сотрудников таких условий, в которых им комфортно развивать свои идеи, делиться ими, защищать проекты. В рамках работы ADV LaunchPad нам очень важно показывать сотрудникам, что им не придется работать над своим продуктом в одиночку — если они захотят принять участие в инициативе, им окажут поддержку и помощь.
  • Если вы хотите попробовать себя в роли интрапренера, развивайте проекты в тех направлениях, где у вас уже есть профессиональный опыт — в этом случае кредит доверия к вам и вашей идее со стороны компании будет существенно выше. Обязательно оцените масштаб и потенциал рынка. Проанализируйте, насколько ваше решение масштабируемо и как оно попадет к тем, кто в нем нуждается — детальная проработка этих вопросов поможет вам убедить жюри (или коллег) в том, что на ваш проект стоит выделить силы и средства.

P.S. Кстати, сейчас ведется второй набор проектов в ADV LaunchPad — подать заявку на участие можно до 31 января.