fbpx

Цифровой авангард: академическое искусство берет курс на digital

Искусство меняется вместе со временем. По художественным произведениям можно особенно хорошо проследить то, как трансформировались быт и ценности общества, в котором они были произведены. На первый взгляд, к середине XX века ситуация изменилась — разрыв между поп-культурой и культурой академической вырос настолько, что «большое искусство» начали воспринимать как нечто музейное, не подверженное влиянию нового. Тем не менее, это не так — цифровая революция не оставила академическое искусство в стороне. Расскажем о том, как «шэрят» инсталляции и «стримят» оперу и какую пользу союз классики и технологий приносит всем нам прямо сейчас.

Микроконтроллеры и проекторы вместо холста и красок

Современное изобразительное искусство с распростертыми объятьями приняло новые цифровые инструменты выразительности. Этот союз привел к появлению так называемого медиаискусства. Работы в жанре отличаются тем, что включают в себя информационное и телекоммуникационное оборудование — экраны, модемы и вычислительные приборы.

Медиаискусство может практически целиком опираться на цифровую графику — как в случае с интерактивной инсталляцией Марка Ли «10,000 Moving Cities». Она состоит из белых прямоугольников, на которые проецируются фотографии. Но с таким же успехом медиаискусство может обойтись и совсем без экранов. Для этого достаточно, чтобы важной частью композиции был какой-либо цифровой процесс. Яркий пример — работа «Sealed Computers» художника Маурицио Болонини. Она состоит из разбросанных по полу компьютеров, которые генерируют графику, но не показывают ее.

10.000 Moving Cities

Медиаинсталляции зачастую являются интерактивными. Благодаря миниатюризации компьютеров и появлению доступных, легко программируемых микроконтроллеров, таких работ становится все больше и больше. В случае с вышеупомянутой работой Марка Ли у зрителей была возможность влиять на внешний вид инсталляции через приложение.

 Айвазовский. Ожившие полотна
Рерих. Ожившие полотна
Дали — ожившие полотна

Ван Гог. Ожившие полотна

Цифровым при этом может быть не только арт-объект, но и выставочное пространство. В этом случае искусство «оживает» при помощи AR и VR. Уже в 90-е годы художественный авангард создавал первые интерактивные VR-объекты. AR — более молодой игрок на этом поле. Если для созерцания VR-искусства необходим шлем или очки виртуальной реальности, то в случае с AR-артом «передатчиком» обычно становится телефон зрителя. Для просмотра таких AR-объектов необходимо навести камеру своего устройства на определенную точку, после чего она «оживает». Выставку, созданную для просмотра через телефон, недавно организовывали Apple — они «развесили» арт-объекты дополненной реальности по крупным городам мира.

Наконец, цифровые технологии могут использоваться для того, чтобы помещать традиционное искусство в новый контекст — и проводить «виртуальные выставки». Из цифровых копий знаменитых работ собираются арт-пространства, демонстрирующие всем знакомые полотна в новом свете. Подобная выставка с картинами Ван Гога посетила уже более 50 городов по всему миру.

Моцарт в прямом эфире и Дебюсси в HD

Цифровые технологии не обошли стороной и академическую музыку — взять, например, Струнно-вертолетный квартет Карлхайнца Штокхаузена, исполнение которого требует использования трансляционного оборудования. Правда если в медиаискусстве и инсталляциях цифровые технологии становятся во главу угла, то в случае с воспроизведением классической и современной академической музыки digital-инструменты обычно играют вспомогательную роль.

Струнно-вертолетный квартет (Helicopter String Quartet, 2005)

Стриминг

Стриминг живых выступлений позволяет подключиться к концертам всемирно известных маэстро, буквально не выходя из дома. Берлинская филармония предлагает подписку под названием Digital Concert Hall: годовой доступ к прямым эфирам филармонии стоит порядка 150 евро. Учитывая, что в среднем за сезон транслируется около 40 концертов, виртуальное присутствие на каждом из них обходится зрителю менее, чем в 300 рублей. Это — совсем не большая плата за то, чтобы почувствовать себя причастным к творчеству лучших современных музыкантов мира.

Digital Concert Hall

Стриминг еще более актуален для оперы, где визуальная составляющая значительно влияет на восприятие музыки, а большую часть постановок никогда не выпускают на домашних видеоформатах. Многие оперы вообще попадают в категорию редких и не находятся в постоянном репертуаре театров. Их практически не ставят — а позволить себе билет в Нью-Йорк, чтобы увидеть «Эхнатона» Филиппа Гласса могут лишь единицы. Поэтому многие любители жанра заинтересованы в развитии «оперного стриминга», даже если они регулярно посещают живые выступления.

В ответ на запрос аудитории Нью-Йоркская Метрополитен Опера и другие знаменитые театры заключают контракты с кинотеатрами, где проходят прямые трансляции. Проект «Theatre HD» действует и в России. В этом сезоне, помимо вышеупомянутого «Эхнатона», на большом экране можно будет посмотреть «Тоску» с Анной Нетребко в главной роли и «Летучего Голландца».

Цифровые постановки

С наступлением цифровой революции и популяризацией стриминга камеры стали намного более частыми гостями в оперных театрах. Но традиционные постановки рассчитаны на фиксированную точку обзора, а не на мультикамерный сетап. Поэтому вместе с технологиями меняется и режиссура. В оперных постановках пробуются режиссеры кино — например, новая версия «Пеллеаса и Мелизанды» в Мариинском Театре была создана под руководством кинорежиссера Анны Матисон.

«Травиата» в постановке Софии Копполы
«Осуждение Фауста» в постановке Терри Гиллиама

«Мадам Баттерфляй» в постановке Энтони Мингелла

Параллельно в постановках все активнее используются и цифровые декорации. Видеопроекторы можно установить таким образом, что сцена превратится в цифровой куб — где и задний, и передний план декорируются при помощи цифровой графики. При этом исполнители не пропадают из вида — от публики их отделяет лишь прозрачная ткань. Эти техники были продемонстрированы на фестивале «Digital Opera 2.0», который недавно прошел в Санкт-Петербурге. Видеозапись гала-концерта фестиваля доступна на YouTube.

Кто «шэрит» академическое искусство

Цифровые технологии не только видоизменяют классическое искусство — они популяризируют его. Социальные сети и интернет-площадки помогают разрушить иллюзию закрытости и элитарности, которая сложилась вокруг всемирно известных музеев и театров.

Сегодня журналы и радиостанции, посвященные традиционным видам искусства, активно ведут свои соцсети. Они общаются с публикой, проводят опросы, выкладывают тизеры полноценных материалов. Подписчики их каналов бесплатно получают видео с концертов и выставок. Еще 10 лет назад, до наступления стриминговой эпохи, многие театры и музеи боялись делиться своей интеллектуальной собственностью. Теперь же — у каждого посетителя галерей в кармане телефон с камерой, а бесплатные стриминговые сервисы дают миллионам доступ к новым концертным записям в день их выхода.

Государственные институты также активно используют интернет как площадку для проектов по популяризации классического искусства. Например, проект Европейского Союза OperaVision занимается записью и публикацией в сети свежих оперных спектаклей. Каждый месяц репертуар сайта обновляется. В ноябре 2019 года зрителям предлагалось посмотреть «Летучую мышь» Венской Государственной Оперы, «Гамлета» в версии Голландской компании OPERA2DAY и еще с десяток новых постановок. До цифровой эпохи такое было немыслимо.

Что касается произведений современного изобразительного искусства, то они нередко вообще создаются «с шэрингом в уме». При проектировании инсталляций художники не просто стараются реализовать некую концепцию — они оценивают, насколько «фотогеничным» будет их произведение, будут ли посетители выставки делать селфи на его фоне и выкладывать их в соцсети. Владельцы галерей не любят признаваться в том, что шэринг фотографий — одно из важных условий монетизации выставок, однако не отрицают растущей популярности пространств, где зритель может получить эстетическое удовольствие от созерцания как самого арт-объекта, так и себя — на фоне этого арт-объекта.

Соцсети постепенно превращаются в площадки для продажи искусства. А это немаловажно — ведь рыночный аспект может во многом диктовать мировой художественный климат. Теперь люди, которые никогда не пришли бы на традиционный аукцион, могут не просто наблюдать за процессом продажи со стороны, но и активно в нем участвовать. Цифровые продажи делают рынок искусства более демократичным: как для молодых и перспективных художников, так и для тех, кто получает возможность приобрести их работы.

«Опера», «музей», «классика» — порой кажется, что эти понятия совершенно несовместимы с цифровой трансформацией. Однако у высокого искусства и высоких технологий немало точек соприкосновения: цифровые инструменты и решения играют важную роль в формировании современной академической культуры. Они расширяют выразительную палитру мастеров, делают искусство доступнее, чем когда-либо до этого, — и помогают вырастить новое поколение ценителей прекрасного.

Как вам материал?
9918 7 0 cookie-check Цифровой авангард: академическое искусство берет курс на digital no