fbpx

От альтернативного пластика до ИИ: тренды в фудтехе и что они значат для компаний

5.11.2019

Фудтех — сфера, в которой технологии и еда идут рука об руку. Инвесторы активно вкладываются в стартапы, работающие над высокотехнологичными проектами, а большие компании благодаря фудтех-трендам получают возможность улучшить свой имидж и быть «на одной волне» с клиентами. Расскажем, в каком направлении будет развиваться отрасль в ближайшее время.

«Пироги», Уэйн Тибо, 1961

О фудтехе за 60 секунд

Фудтех предусматривает интеграцию цифровых технологий во все этапы производства еды. Однако сфера фудтеха неограничивается только продуктами — сюда входит оптимизация доставки, иммерсивные проекты и многое другое. К ней также относятся разработки в химической отрасли: например, создание растительного белка, идентичного мясу. Фудтех-проекты пытаются выявить и решить множество проблем, связанных с потреблением.

В России фудтех активно развивается в течение последних лет. Мы уже привыкли к тому, что дома готовить необязательно: для это существуют сервисы доставки еды из ресторанов. Можно организовать себе меню на всю неделю благодаря «еде по подписке». Для тех, кто любит готовить, но не хочет ломать голову над рецептами, существуют продуктовые наборы — их привозят расфасованными по блюдам. Большинство крупных супермаркетов осуществляют доставку продуктов на дом.

Стимулированием российского фудтех-сегмента озадачились на государственном уровне: Агентство стратегических инициатив сформировало дорожную карту «Фуднет». В планах — реализовать к 2025 году высокотехнологичные сервисы, которые станут лидерами на мировом рынке. В рамках проекта будут развивать пять основных направлений: «умное» сельское хозяйство, поиск новых источников сырья, доступную органику, ускоренную селекцию и персонализированное питание.


Тренды отрасли: от новых до хорошо знакомых

Движущие силы фудтеха — это изменение климата, глобальная цифровизация и потребители, которые в последние годы заботятся о своем здоровье активнее, чем раньше. Часть из этих тредов хорошо известна, какие-то — только зарождаются, но все они «задают тон» в отрасли.

«Сборщицы колосьев», Жан-Франсуа Милле, 1857

Отказ от пластика

Человечество озадачилось проблемами экологии уже давно, но влияние идеологии осознанного потребления сегодня чувствуется особенно остро. Люди больше не хотят использовать одноразовый пластик (немалая часть которого идет на упаковку продуктов питания). Вслед за потребителями проблемой чрезмерного использования пластика озадачиваются и компании.

Так, производители ищут альтернативы пластиковым соломинкам. Уже сейчас в некоторых заведениях в том числе российских вместо нихпредлагают стеклянные и металлические трубочки. Для позиций «на вынос» вместо привычных контейнеров начинают активно использовать экопосуду — онаразлагается в земле за 14 недель, в отличие от пластика, который «живет» от 100 до 400 лет.Делают такую посуду из пальмовых листьев, пшеничной соломы и других натуральных материалов.

Разработкой новых альтернатив пластику в пищевой промышленности заняты стартапы по всему миру — от финского Paptic (проект предлагает замену и пластику, и одноразовой упаковке из бумаги; их услугами воспользовалась французская сеть «Галери Лафайет») до канадского Candy Cutlery (компания производит десертные ложки и стаканчики из тростникового сахара).

Крупные международные корпорации также подхватили экотренд — например, Starbucks планирует к 2020 году избавиться от пластиковых трубочек в большинстве кофеен по всему миру. Их заменят крышками из перерабатываемого пластика — такие уже используют в США. Трубочки для фраппучино и смузи будут изготавливать из бумаги и перерабатываемого пластика.

Умное кухонное оборудование

Коммерческое кухонное оборудование становится более эффективным, технологичным — и при этом более доступным. Так, стартап Bellwether создает ростеры (машины для обжарки кофейных зерен), которые позволяют даже небольшим заведениям обжаривать кофе без существенных затрат в соответствии с региональными предпочтениями потребителей. В перспективе распространение таких машин позволит «децентрализовать» кофейный рынок — небольшие кофейни смогут меньше зависеть от поставщиков сырья и создавать собственные варианты обжарки.

«Живой натюрморт», Сальвадор Дали, 1956

Повышение эффективности и снижение стоимости промышленного оборудования — не единственный тренд в этой сфере. Благодаря разработкам крупных брендов кухня становится средоточием «высоких технологий». В этом году Whirlpool представила духовку с поддержкой AR: во время приготовления можно проверить блюдо с помощью камеры со сверхзумом, при этом дверца духовки превращается в экран, на который можно вывести любую интересущую информацию: от видео с инструкциями до списков продуктов.

Персонализированные диеты

Цифровизация позволяет персонализировать питание: в ответ на распространение пищевых аллергий и непереносимостейпоявляются сервисы, которые предлагают людям больше узнать о своем организме и составить индивидуальную диету с учетом всех особенностей. Как правило, они работают в связке с мобильным приложением — оно дает рекомендации по активности и питанию.

Один из примеров — российский проект персонализированной медицины Atlas Biomed. Создатели предлагают пройти генетический тест и исследование микробиоты кишечника, которое поможет наметить направления по улучшению состояния здоровья. Тест позволяет узнать о возможных генетических заболеваниях, рисках, а также получить советы по питанию.

@ClassicalArtMemes

Разработки в химической промышленности

Бизнес старается найти альтернативу животным белкам и при этом угодить вкусу мясоедов. Растительное «мясо», которое не отличить от настоящего, сегодня делают из горохового белка, крахмала, воды, масел и специй. Технологии начинают использовать крупные фастфуд-сети: например, KFC в США. В одном из ресторанов Атланты в тестовом режиме посетителям предлагают бургеры с заменителем курицы. Ее поставляет Beyond Meat — американский производитель искусственного мяса.

Разработки в сфере ИИ

Алгоритмы искусственного интеллекта помогают генерировать новые вкусы еды и алкоголя. Шведская компания Mackmyra совместно с финской Fourkind и Microsoft производит первый в мире виски, созданный с помощью ИИ. Система машинного обучения анализирует существующие рецепты виски Mackmyra, данные о продажах и предпочтениях клиентов. На основании этого набора данных алгоритм ИИ может сгенерировать более 70 миллионов рецептов виски. Авторы проекта отмечают, что пока технология не может полностью заменить купажиста, но значительно ускоряет процесс работы над новыми сортами напитка.

Мона Лиза из арахисового масла и желе, Вик Мюнис, 1999


Какая здесь польза для брендов?

У брендов (как новых, так и уже знакомых потребителю) появляется больше возможностей воспользоваться восходящими трендами в фудтехе и привлечь внимание потребителей. Здесь также можно выделить несколько направлений.

Коллаборация с умными устройствами

С помощью голосовых помощников компании могут как автоматизировать свои сервисы (например, доставку), так и просто повысить лояльность у пользователей. Популярный в США производитель соусов Stubb’s выпустил собственное приложение для Alexa — Ask Stubb, которое может давать советы по приготовлению блюд на гриле, поделиться рецептом барбекю или включить подходящую музыку.

Компании, которые занимаются доставкой еды, также используют голосовые помощники, но уже для упрощения процедуры заказа для покупателей. Domino’s Pizza с помощью Alexa реализует систему Easy Order, благодаря которой заказать пиццу можно с помощью голосового управления. Также приложение может повторить предыдущий заказ и позволяет отслеживать местоположение курьера. Все, что нужно пользователю — создать и заполнить аккаунт на сайте ресторана. Аналогичную систему использует и Pizza Hut.

Открытость для потребителей

Клиенты хотят знать о еде больше: как производитель выращивает продукты, перевозит их, ухаживает за животными. Согласно исследованию, составленному маркетинговым агентством Sullivan Higdon & Sink, 65% американцев хотят лучше разбираться в том, откуда берется их пища. Доверия клиентов можно добиться, если предоставлять покупателям исчерпывающую и честную информацию своем о продукте — фудтех помогает решить и эту задачу.

«Крестьянская свадьба», Питер Брейгель, 1568

Так, британский стартап Provenance разрабатывает сервис, который позволяет сделать цепочку поставок более прозрачной и укрепить отношения между компаниями и клиентами. Платформа сочетает в себе блокчейн, мобильную связь и социальную сеть, в результате компании могут показывать потребителям весь путь, который проходит продукт. В системе уже зарегистрировались более 200 розничных магазинов и производителей продуктов питания.


Улучшение имиджа за счет инвестиций в фудтех

В последнее время крупные бренды активно инвестируют в фудтех-стартапы. Таким образом компании-гиганты надеются улучшить свой имидж в глазах потребителей.

Так, Coca-Cola и Danone присоединились к крупному Foodtech-проекту в Китае — Сhina Food Tech Hub. Его миссия заключается в развитии пищевой промышленности в стране и укреплении диалога между признанными игроками на рынке и мелкими фудтех-стартапами. Для Danone и Coca-Cola это также способ поддерживать свою репутацию в регионе. Кроме того, стартапы более чутко отслеживают тенденции на рынке, поэтому участие в China Food Tech Hub позволяет корпорациям получить доступ к новым перспективным идеям и инсайтам.

В России в фудтех-проекты активно инвестируют Mail.ru и Яндекс. В 2016 году Mail.ru приобрела крупнейший сервис поиска и доставки еды в России Delivery Club, а годом позднее — аналогичный сервис ZakaZaka. В самой компании отмечают, что покупка ZakaZaka и Delivery Club — это один из шагов по «консолидации российского рынка доставки еды».

Один из крупнейших конкурентов Mail.ru в фудтех-сфере — Яндекс. Компания запустила собственный сервис доставки «Яндекс.Еда», а также приобрела «Партию еды» (сейчас — Яндекс.Шеф) — петербургский стартап, который занимается доставкой наборов для приготовления блюд в домашних условиях. Также в копилке фудтех-проектов Яндекса есть приложение Едадил — сервис, который позволяет отслеживать скидки в продуктовых магазинах.

Рынок все еще стремительноразвивается, а спрос на сервисы остается стабилен. Поэтому инвестиции в фудтех-стартапы для крупных компаний — это способ не только расширить сферу влияния и укрепить репутацию, но и возможность приумножить прибыль.

«Рыбная лавка», Франс Снайдерс, 1618

Современные технологии позволяют сделать питание доступным и осознанным. На первый план выходят уже знакомые тренды: от укрепления здоровья до отказа от пластика, и их влияние на рынок становится все более существенным.

Фудтех-проекты предлагают нестандартные решения известных проблем. И одновременно открывают для рынка новые варианты продвижения — от использования технологий для повышения открытости и до коллаборации с «умными» гаджетами. Незаметно фудтех меняет всю пищевую индустрию и задает новые стандарты, которым теперь следуют не только сами стартапы, но и крупные корпорации.

xoxo & omnomnom

Как вам материал?
9662 1 0 cookie-check От альтернативного пластика до ИИ: тренды в фудтехе и что они значат для компаний no