fbpx

Help me help you: как помочь коллегам узнать о вашем профессионализме, не «продавая» себя

19.06.2020

Кризис ударил не только по малому бизнесу, транспортной и туристической отрасли. Влиятельные международные компании — от автоконцернов до банков — вынуждены прибегать к чрезвычайным мерам, чтобы адаптироваться и выжить. Они меняют стратегии развития, перестраивают департаменты, приостанавливают поиск новых работников и проводят оценку эффективности уже нанятых. Специалисты рекламной индустрии — не исключение. Они оказались в одной лодке с представителями всех пострадавших бизнесов, и сегодня им приходится переживать не только за карьерный рост, но и за сохранность своих рабочих мест.

Расскажем, как сделать все, чтобы избавиться от таких опасений — удержаться в коллективе, укрепить профессиональную репутацию и работать на развитие, пока весь остальной мир пытается привыкнуть к «удаленке» и находится в замешательстве.

Война на два фронта

Чтобы понять, как действовать в «постковидном» мире, стоит взглянуть на опыт прошлых кризисов. Пусть и не эпидемиологических, но сравнимых по разрушительному воздействию на экономику целых регионов. Так, еще в 2009 году ученые обратили внимание на ситуацию в Греции, запустившую долговой коллапс в странах всей Еврозоны — от Португалии до Ирландии. Они изучили влияние этого кризиса на профессиональное развитие 450 специалистов из разных сфер деятельности. В частности, оценивался уровень вовлечения в работу, степень удовлетворенности от выполнения обязанностей и предрасположенность к эмоциональному выгоранию.

Оказалось, что наиболее сложный период — как для самих сотрудников, так для их работодателей — не начало и не пик кризиса, а фаза длительного восстановления после него. Именно в ходе нее специалисты смещают фокус с развития и движения вверх по карьерной лестнице на удержание своих позиций. Как следствие, уменьшается удовлетворенность от выполнения привычных задач, становится тяжелее вовлекаться в решение стратегических вопросов, серьезно растет риск burnout’а.

Топ-менеджмент в посткризисной фазе обычно не торопится идти на уступки. И если не сокращает сотрудников, то уж точно откладывает повышения на неопределённый срок. Кроме того, в глазах HR’ов откровенное и прямолинейное проявление карьеризма — без оглядки на финансовую ситуацию в компании — выглядит неуместным, неэтичным и вызывает по большей части негатив. Так работники пострадавших отраслей попадаются на своего рода «уловку двадцать два»: необходимость снова и снова «вывозить рутину» вызывает моральное истощение, а любая попытка заявить о своих амбициях может быть плохо воспринята начальством.

Никто не знает, сколько продлится такой «профессиональный локдаун» на этот раз, но можно с точностью говорить о том, что снижение продуктивности сотрудников неизбежно повлечёт за собой замедление темпов восстановления всего бизнеса, а значит — вызовет вторую волную сокращений, как и произошло после кризиса 2009 года. На этот раз уволить могут именно тех, кто опустил руки или думал только о том, как побыстрее получить новую должность, перешагивая через головы коллег.

Разберемся, как не допустить этого, когда общение ушло в Zoom, возможностей казуально заводить стратегические знакомства в офисе стало меньше, а оставлять амбиции и приостанавливать профессиональное развитие не хотелось бы.

Соотношение сигнал/шум

Эффективность ваших действий будет в первую очередь зависеть от понимания того, как на самом деле обстоят дела в вашей организации. Для этого можно разбить информацию о жизни компании на два условных блока: тактический и стратегический. К первому относится сиюминутная повестка дня, задачи, требования со стороны менеджмента и HR-департамента — это все, что вы гарантированно видите в почте, проектных чатах и рассылках. Работу с такой информацией невозможно отложить, на нее уходит большая часть дня, и именно поэтому вы так или иначе упускаете из вида то, что очень важно знать в кризис.

Это — стратегические аспекты развития вашей фирмы. На них сейчас направлено внимание руководителей рекламных компаний, холдингов и агентств. Вся индустрия переходит от мер реагирования на общий экономический шок к внедрению процедур по восстановлению бизнеса, а вслед за этой фазой скорее всего последует длительный период модернизации, значит — стратегической трансформации и вашей компании.

К этому процессу важно подойти грамотно именно с точки зрения коммуникаций. Так, аналитики Gartner рекомендуют не замыкаться в рамках отделов и рабочих групп, и обращать внимание на то, какую стратегическую позицию транслирует сейчас ваш топ-менеджмент. Такую информацию можно почерпнуть на крупных онлайн-семинарах для сотрудников и в корпоративных журналах. Также стоит отслеживать программные интервью и экспертные колонки руководителей в СМИ, читать личные блоги представителей менеджмента и совета директоров. Изучение этих источников поможет быстрее адаптироваться к новым подходам, узнавать о стратегических изменениях, реструктуризации целей и задач бизнеса, корректировках в управленческой структуре и системе принятия решений.

Необходимость быть в курсе долгосрочных планов компании — хороший повод подписаться на соответствующие обновления в соцсетях и освежить вашу RSS-ленту. Так вы сможете намного лучше представлять, что происходит в вашей организации, и подготовитесь к последующим действиям: эффективной работе и коммуникации.

Работа из бункера

Несмотря на повсеместное возвращение в офисы, большая часть рекламных агентств относится к этому процессу с осторожностью и не торопится отказываться от дистанционной работы. Многие действительно привыкли к «удаленке», но большинству сотрудников все еще предстоит разобраться с потерей концентрации и ощущением оторванности от коллектива. Анализ повестки дня, планов руководства и публикаций коллег поможет быстрее преодолеть эти сложности: вы будете точнее понимать скоуп задач, снизите риск переработки и эмоционального выгорания, как итог — укрепите свои позиции и сможете выиграть время для работы на перспективу и карьерный рост.

Понимание того, что происходит вокруг, в какой ситуации находится ваша команда, и что хочет руководство, позволит вам проявлять эмпатию — осознанное сопереживание, которое вы уже давно используете при подготовке рекламных кампаний клиентов. Связь эмпатии с тем, насколько продуктивным вы будете выглядеть в глазах компаньонов, подтверждают различные научные работы. А согласно исследованию консалтинговой компании Development Dimensions International, в котором приняли участие более 15 тысяч руководителей из 20 сфер деятельности и почти двух десятков стран, именно эмпатия — умение слушать, воспринимать и соотносить свои действия с тем, чего пытаются добиться коллеги, — является главным и наиболее мощным лидерским качеством.

Такой, более «экологичный» подход к профессиональной коммуникации покажет вас с лучшей стороны и наполнит рабочую атмосферу доверием. А это — прямой путь к задачам с «высокой видимостью» — значимым проектам на уровне всего предприятия. Тогда результат вашего труда будет говорить сам за себя, а вам останется лишь усилить этот эффект с помощью грамотной коммуникации.

Сеанс связи

Если у вас на руках есть знание повестки дня и стабильные результаты работы, считайте, что вы проделали основную часть пути к профессиональному продвижению. Далее мы остановимся на ключевых моментах, призванных помочь развить промежуточные успехи. Они носят исключительно тактический характер и не требуют какой-либо подготовки:

 Начните с необходимого минимума: разберитесь с непрочитанными письмами и реорганизуйте рабочие чаты. Это — базовые каналы связи, присутствие в которых жизненно необходимо для выполнения ваших служебных обязанностей. От аккуратности их использования по большей части зависит не только продуктивность, но и то, насколько вы эффективны в глазах коллег. В конечном счете, это как порядок на рабочем столе, деловой дресс-код или манера общения — только в онлайне.

 Не забивайте эфиробщения не должно быть много, как по работе, так и в формате смоллтока. Постарайтесь сократить число звонков и объем переписки. Если вы привыкли каждую неделю загружать новые стикер-паки в Telegram, не торопитесь радовать ими коллег — на дистанционке далеко не у всех есть время для стикер-баттлов.

 Помните про асинхронный характер коммуникации: уважайте автономность ваших собеседников, дайте им время отреагировать на сообщение в чате или письмо. Чтобы исключить недопонимание, не тратить нервы и время на лишние разбирательства, будьте максимально точны в формулировках, старайтесь сразу обозначить сроки, к которым вам хотелось бы решить ту или иную рабочую задачу.

 Не вовлекайтесь в обсуждение сплетен и слуховэто черная дыра для вашего времени и «хороший» способ сформировать к себе негативное отношение у всех вокруг. Вместо обсуждения других сфокусируйтесь на своей зоне ответственности.

 Не увлекайтесь долгостроем: запуск личного блога или подкаста в кризис будет не лучшим решением, если вам нужно показать свои профессиональные компетенции здесь и сейчас. Такие проекты требуют регулярного участия и времени, часто выходят за рамки рабочей специализации, а результат дают только в долгосрочной перспективе. Вместо дружеских посиделок у микрофонов подумайте, как помочь коллегам с подготовкой описаний и экспертных комментариев к кейсам. Если позволяют корпоративные политики — комментируйте происходящее в области ваших профессиональных компетенций в соцсетях. Когда кризис уляжется, вы сможете развернуть такие заметки в полноценные публикации для личного блога.

 Прочитайте одну из этих книг: «Язык жизни. Ненасильственное общение» и «Words That Work In Business» углубят ваше понимание тонкостей общения в бизнес-среде, «Трудные Диалоги» — научит вас не теряться в процессе обсуждения эмоционально заряженных тем, а книга «Я слышу вас насквозь» дополнит информацию из предыдущих изданий рассказом о том, как устроен  процесс убеждения.

Как вам материал?
11760 1 1 cookie-check Help me help you: как помочь коллегам узнать о вашем профессионализме, не «продавая» себя no