Hype Seismometer: новый инструмент для «ловли хайпа» от АДВ Лаб и Initiative

3 октября на конференции Русбренда «День Бренда 2018: Время, вперед!» широкой публике впервые был представлен Hype Seismometer – инструмент, позволяющий не только отслеживать пути и скорость распространения тех или иных информационных поводов в сети, но и оценивать их вирусный потенциал. Ключевые моменты выступления Марии Ростовой, руководителя отдела спецпроектов Initiative – в нашем материале.

Мария Ростова, Initiative

Умение быть в тренде – один из важнейших аспектов успешного присутствия бренда в сети, требующий постоянного внимания к новостной повестке. Чтобы завоевать сердца аудитории, необходимо быть с ней на одной волне, однако по мере развития цифровых медиа уследить за происходящим вокруг становится все труднее – новые инфоповоды возникают ежечасно, а скорость распространения информации увеличивается с каждым днем.

Чтобы обеспечить максимально «естественную» интеграцию брендов клиентов в социально-культурный контекст, а также повысить эффективность проводимых SMM-кампаний, агентство Initiative решило обратиться к маркетинговым технологиям. Однако оказалось, что существующие на рынке решения характеризуются непрозрачностью технологии сбора и анализа данных, низкой репрезентативностью выдачи, а также зачастую высокой стоимостью.

Тогда агентство обратилось в АДВ Лаб — дивизион инноваций и разработок группы — за созданием собственного решения, которое позволило бы отслеживать наиболее хайповые темы ещё на этапе их роста. Так появился Hype Seismometer – сервис на базе мессенджера Telegram, формирующий рейтинг популярности слов в режиме реального времени для поиска наиболее актуальных тем в заданной тематической категории.

Почему Telegram?

Поскольку речь идет, прежде всего, об улучшении эффективности SMM-кампаний, очевидно, что отслеживать зарождающийся тренд следует в социальных сетях. И так как в основе инструмента лежит семантический анализ (работа с текстом), большую роль здесь играет уровень оригинальности контента, а также количество данных, с которыми можно работать. Instagram и Facebook отметаются сразу: в Instagram слишком мало текстовой информации, а аудитория Facebook в России довольно мала, сосредоточена в больших городах и однообразна с точки зрения выбора тематик. Выбор стоял между VK и Telegram, однако по результатам анализа выяснилось, что уровень плагиата во «Вконтакте» достигает 70% (7 из 10 постов являются идентичными), кроме того, в социальной сети очень много рекламы. Таким образом, Telegram оказался оптимальным вариантом во всех отношениях: оригинальность, небольшое количество рекламы, разбиение каналов на тематические категории внутри сети и т. д.

Как это работает?

Hype Seismometer собирает информацию из русскоязычного сегмента Telegram в различных категориях: кино, музыка, спорт, игры и др. Источниками данных являются порядка 6000 каналов с аудиторией более 200 человек и ER более 50%.

Тема будет считаться «хайповой», если у нее большой охват и высокая скорость распространения (показатель — охват в день), а траектория движения новости проходит через наиболее цитируемые каналы (показатель — количество репостов, а также количество упоминаний канала). Благодаря алгоритмам машинного обучения весь процесс анализа и обработки информации по конкретному запросу занимает считанные минуты.

Сервису ещё предстоит пройти полноценную проверку на прочность, однако уже сейчас можно говорить о высокой релевантности его поисковой выдачи. Так, по результатам поиска трендов в категории «Видео и фильмы» за период с 24 сентября по 1 октября специалисты Initiative обнаружили, что самой популярной темой для обсуждения оказался фильм «Проклятие монахини». Запрос в поисковых системах Google и Яндекс за аналогичный период дал более 115 000 результатов по теме в Google в разделе «Новости», а также более 220 сообщений в Яндекс.

30 сентября был также проведен перекрестный поиск трендов во всех категориях за сутки, в результате чего самой популярной темой была определена новость о вилле Дмитрия Киселева в Крыму. Поисковая выдача раздела «Новости» в Google за этот же период показала более 3200 результатов по теме. Однако важнее всего то, что бот осуществлял поиск информации в режиме реального времени.

Главный же вывод, который наша редакция сделала из доклада Марии, состоит в том, что арсенал агентства Initiative скоро пополнится новым запасом успешных клиентских кейсов😀