fbpx

Чувствовать себя «нубом» – почему это хорошо?

21.05.2020

Разбираемся, кто такие «нубы», почему за ними будущее и как стать одним из них прямо сейчас. 

Кто такой нуб и почему его так зовут

Слово “нуб” пришло в общий словарь из мира геймеров — в командных играх так обозначают новичков. Изначально это словечко носило несколько обидно-ругательный оттенок. Даже само его происхождение (от англ. noob, которое получилось в результате объединения слов newbie — новичок и boob — простак, болван) демонстрирует пренебрежительное отношение к тому, кого так называют. Но теперь, когда понятие “нуб” вышло за область рамок игрового мира и вошло в обиход, оно стало более нейтральным и означает просто человека, только начинающего заниматься чем-либо и не имеющего опыта.

И если в среде геймеров к нубам сохраняется если не отрицательное, то ироничное отношение, то в обычном мире они воспринимаются в основном спокойно. Но не всегда, бывает, что быть новичком — это преимущество. Оказывается, все больше бизнес-гуру ценят начинающих больше, чем опытных сотрудников.

Почему чувствовать себя нубом не так уж плохо? Секреты нашей психологии

Казалось бы, мало кто будет считать, что чувствовать себя не ценным опытным сотрудником, а новичком — это хорошо. Но такие люди есть. И как ни странно, именно те, кто добровольно возлагают на себя эту неблагодарную роль, добиваются удивительных успехов. Чем же это объясняется, почему робкий джуниор оказывается успешнее самоуверенного всезнайки?

Тут можно вспомнить примеры из литературы. Например, у канадской писательницы Луизы Пенни (ее называют второй Агатой Кристи) главный персонаж всех романов — глава полиции Квебека Арман Гамаш. Он считает, что добиться успеха ему помогли наставления его первого начальника. И точно такой же урок он дает всем своим ученикам. Как он считает, самые важные фразы для работы выглядят так: “Я не знаю. Я ошибался. Я прошу прощения. Мне нужна помощь”.

Это удивительно, если учесть, что таких правил советуют придерживаться работникам полиции — казалось бы, именно они должны выглядеть уверенными в себе и амбициозными профессионалами. Однако в книге происходит иначе — вдумчивый и сомневающийся инспектор Гамаш добивается успеха, а его самоуверенные коллеги терпят неудачи.

Вот так оказывается, что настоящий профессионализм заключается именно в том, чтобы постоянно сомневаться и перепроверять себя перед принятием решения и никогда не действовать по шаблону. Наверное, поэтому многие опытные бизнесмены не боятся новичков.

Хитрые кадровики — почему они ценят нубов?

Да, именно так — некоторые HR-менеджеры целенаправленно ищут кандидатов без опыта работы. Конечно, иные работодатели просто хитрят и стараются получить “за копейку канарейку, чтобы пела и не ела”. 

Но не у всех нанимателей такие хитрые намерения. Иногда новички ценятся именно за то, что они новички. Общепризнанный набор преимуществ выглядит так: соискатели не успели приобрести вредных привычек, они горят энтузиазмом и не подвержены выгоранию, у них свежий взгляд на бизнес и на культуру компании, больше перспектив для развития. Новички часто становятся источником самых плодотворных и неожиданных идей.

Как видим, некоторые качества неопытных работников оказываются очень востребованными. Их ценят, иногда за ними даже охотятся и предпочитают их работникам со стажем. Но что чувствуют сами новички, как влияет на личность “мироощущение нуба”, что это дает человеку? И действительно ли можно утверждать, что чувствовать себя неопытным совсем не стыдно, а хорошо?

Оказывается, кроме чувства неуверенности в себе, состояние новичка дает человеку немало серьезных плюсов. В этом уверены как бизнес-тренеры, так и ученые.

Чаще всего ощущают себя новичками прирожденные лидеры

Это утверждение звучит парадоксально, но это действительно так. Более того, настоящие лидеры способны искусственно вызывать у себя “чувство новичка” и делают это очень часто. Так полагает Лиз Уайзман, американский бизнес-консультант и автор нескольких бестселлеров по самообразованию и лидерству.

Лиз изучала тему новичков в бизнесе и в результате написала ставшую бестселлером книгу “Ум новичка: почему обучение важнее знания при игре в работу” (Rookie Smarts: Why Learning Beats Knowing in the New Game of Work).

Как считает Уайзман, в быстро меняющемся мире опыт может быть проклятием. И наоборот, быть новым, наивным и даже невежественным может оказаться преимуществом. Новички не обременены опытом (часто отрицательным), у них нет воспоминаний о разочарованиях или неудачных попытках, у них более “острое” восприятие действительности. А с учетом бурно развивающихся информационных технологий для современных работников умственного труда постоянное обучение более ценно, чем мастерство.

Уайзманн определила основные качества лидеров, обладающих “психологией новичка”:

  1. Они не любят напрасно рисковать. Они предпочитают разделить рабочий процесс на несколько стадий, пробовать разные подходы и анализировать результаты, минимизируя риски.
  2. Они стремятся к совершенству и всегда недовольны посредственными результатами.
  3. Они любознательны и интересуются не только своей непосредственной работой, но и всем на свете.
  4. Они не считают, что знают все на свете, и готовы прислушиваться к мнению любого человека.
  5. Они относятся к работе и выполняемым задачам как к увлекательной игре.

Лиз приводит несколько вдохновляющих примеров: легендарный французский режиссер Франсуа Трюффо когда-то в начале своей карьеры купил книгу о режиссуре. И перед съемками каждого нового фильма он возвращался в тот же книжный магазин, снова покупал ту же книгу и перечитывал ее. И все это для того, чтобы вспомнить те ощущения и почувствовать себя снова новичком.

Или один из предков самой Лиз: все родственники думали, что он посвятит свою жизнь ранчо, как его отец и дед, но он отправился в город и неожиданно для всех стал владельцем преуспевающего похоронного бюро. Для русского человека выбор профессии неоднозначный, но для американцев важнее то, что этот бизнес для него был абсолютно новым и в нём он добился успеха.

Лиз Уайзман

американский бизнес-консультант

Источники американской любви к новичкам: Стив Джобс и дзен-гуру Судзуки

Если проанализировать публикации о преимуществах “чувства новичка”, можно заметить, что подавляющее большинство из них принадлежат авторам из США. Именно там бизнес-тренеры особенно настаивают на необходимости постоянно учиться и быть открытым новому.

А теперь откроем секрет, почему это так, и откуда эти идеи пришли в американскую бизнес-культуру.

Основной источник, как ни странно, совсем не американского происхождения, вернее, не чисто американского. Японец Сюнрю Судзуки, мастер дзен-буддизма, сумел добиться признания своих идей по всей Америке.

“У сознания начинающего – много возможностей, а у сознания знатока – лишь несколько”. Это высказывание Сюнрю Судзуки из его книги “Сознание дзен, сознание начинающего” объясняет, почему смотреть на мир глазами новичка стало модным последние десятилетия — сначала в США, а теперь и по всему миру.

Судзуки — мастер дзэн (роси) школы Сото, популяризовавший дзэн в США и основавший центр дзэн в Сан-Франциско, который, наряду со своими филиалами, включает в себя одну из самых влиятельных дзен-организаций в США. Судзуки провел в Америке чуть более десяти лет, до своей кончины в 1971 году, и сумел успешно развить идеи своей школы и приобрести немало сторонников по всей стране. Его книга, цитата из которой было приведена выше, стала одним из самых популярных изданий о дзен-буддизме в мире.

Но главное, что одним из самых известных его учеников стал Стив Джобс. И теперь о преимуществах “шошин”, или “сознания новичка” рассуждают даже бизнес-гуру такой серьезной мировой компании как Deloitte.

Как уверяют в Deloitte, даже бурное развитие мобильной связи произошло в свое время именно из-за озарения новичка, сотрудника одной из телекоммуникационных компаний. Он предложил установить цену на беспроводную связь не на основе текущих рыночных оценок, а в надежде на большие объемы продаж. И буквально за одну ночь спрос на сотовую связь, которую до этого никто не рассматривал как серьезного конкурента проводной связи, стремительно вырос. После чего конкурентам пришлось тоже развиваться и прогресс было уже не остановить.

Сюнрю Судзуки

мастер дзэн школы Сото, популяризовавший дзэн в США

А как объясняют неожиданные успехи новичков медики?

Прежде всего ученые подчеркивают, что узнавать новое — эволюционная потребность человека. То есть исследовать, изучать, обнаруживать новые предметы и факты людям всегда было необходимо, чтобы элементарно выжить.

Все очень просто: не поинтересовался, что это там шуршит рядом с пещерой — получил змею ночью. Не изучил все тропинки вокруг лагеря — не смог найти путь к отступлению при опасности.

А все, что связано с удовлетворением эволюционной потребности, наш мозг вознаграждает. В данном случае усердный ученик получает дозу дофамина, одного из “гормонов счастья”. Так наш хитрый мозг стимулирует нас учиться, учиться и учиться. И ведь именно это и приходится делать каждому новичку.

Кстати, в недавно опубликованном в журнале Neuron исследовании выяснилось, что активность мозга при обучении зависит даже от таких деталей, как место, где человек учится. Оказывается, если учиться каждый раз “по новому адресу”, эффективность резко возрастает. Может быть, на сообразительность и успешность идей новичков влияет и то, что они не успели привыкнуть к месту работы?

Два вида вечных новичков: какой выберете вы?

Мы обещали рассказать и рассказали, почему быть новичком так привлекательно. Но придется сделать оговорку, и довольно существенную.. то есть мы вас немножко обманули. Далеко не все новички заслуживают похвалы, и далеко не каждый новичок — синоним успешного творца.

Бывают очень утомительные для окружающих случаи. Когда новичку объясняют, а он спорит. Потом делает неправильно и оправдывается, что не знал, и обвиняет всех, что ему никто не рассказал. А когда ему пытаются рассказать, опять спорит. Вот такое сочетание нежелания учиться, лени, упертости и нежелания брать на себя ответственность. Это такой вечный нуб, он никогда ничему не научится, просто потому что не хочет.

Но мы, конечно, говорим о других новичках, “правильных”. У которых все вышеперечисленное — непомерный энтузиазм в сочетании с неопытностью, кажущиеся глупыми вопросы и так далее — уравновешиваются и даже перевешиваются творческим подходом к делу и желанием освоить предмет. Такой человек всегда будет вечным новичком, всегда будет учиться.

Именно такие новички открывают законы в науке и бизнесе, под их влиянием меняются привычные взгляды людей, вещи и явления предстают под новым, часто неожиданным углом зрения. Они выдвигают смелые идеи, зачастую шокируют окружающих нестандартным подходом, и даже если иногда они не добиваются успеха, то как захватывающе любопытно следить за их деятельностью!

И самое главное — им самим очень интересно жить.

Как вам материал?
11647 2 0 cookie-check Чувствовать себя "нубом" – почему это хорошо? no