fbpx

Не все новости одинаково полезны: как сохранить продуктивность и быть в курсе повестки дня

30.06.2020

Коронавирус, проблемы бизнеса, экологические катастрофы и масштабные политические события сменяют друг друга с пугающей интенсивностью. И без того неспокойное инфополе требует все больше внимания, а новостной контент — эмоционального вовлечения. Это не только отнимает время и силы, но и влияет на наше самочувствие. Расскажем, что делать, чтобы не допустить подобного и узнавать главное из повестки дня без существенных потерь для продуктивности.

Проблема восприятия

Неудивительно, что в новостях преобладает негативный подтекст: сама природа событийного контента способствует его появлению. В СМИ не встретить репортажей о неслучившихся войнах, кризисах и происшествиях. Новостники говорят только о том, что произошло, и конкурируют между собой в скорости реакции на те или иные явления. Но мало кто из них поспешит рассказать об открытии больницы или стадиона — осветить, казалось бы, положительные темы. Дело в том, что такие вещи редко происходят в один миг, к ним всегда можно вернуться позже, а вот трагедию никто не ожидает. Она внезапно разворачиваются у всех на глазах, и сообщают о ней как можно быстрее и громче — пока этого не сделал кто-то другой.

Так плохие новости занимают главенствующую роль и оттягивают на себя большую часть внимания журналистов. Но не стоит винить их в том, что они только и ждут, пока какой-нибудь злодей совершит преступление. Проблема переизбытка негатива лежит глубже — в принципах функционирования нашего организма.

Они сформировались на ранних этапах развития человека, когда под рукой не было сервисов доставки еды и магазинов. Добывать пропитание и выживать помогали скорость реакции, умение считывать риски и мобилизовать силы в ответ на опасность. Эти механизмы никуда не исчезли и стали важной частью нервной системы. Сегодня они продолжают работать в автономном режиме, молниеносно информируя и подготавливая наш организм к любому развитию событий.

Проблема в том, что такие «внутренние новостники» замечают любые угрозы. Они не делают различий между хрустом веток под лапой саблезубого тигра, а значит — сиюминутным риском стать его обедом — и статистикой жертв коронавируса, «средней температурой по больнице», которую еще нужно правильно интерпретировать, прежде чем что-то предпринимать. В первом и втором случае у нас срабатывает все та же реакция «бей или беги», и любая другая информация в медиа — не исключение. Мы находим в ней негатив лучше, чем что-либо еще.

Это подтверждают исследования. В одном из них в ходе эксперимента по айтрекингу — специалисты канадского Университета Макгилла изучили новостные предпочтения респондентов. Они выяснили, что при прочих равных условиях люди чаще обращали внимание на заметки с негативной тематикой. Эта же группа ученых показала: на уровне отдельных слов человек точнее распознает те, которые обладают негативным подтекстом. Причем «отрицательную» коннотацию мы определяем даже быстрее, чем точное значение того или иного слова.

Выходит, что проблема кроется не только в медиа, но и в природе нашего восприятия. Мы получаем контент, на который реагируем острее. Другой вопрос, как это влияет на нашу продуктивность и даже здоровье в эпоху социальных сетей и алгоритмов, стремящихся показывать нам как раз то, на что мы и так обращаем внимание.

«Но мне густо»

Если вам успели надоесть графики заразившихся и выздоровевших, то вы не одиноки. Сложная эпидемиологическая ситуация сама по себе провоцирует усталость: центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) фиксируют у большей части американских граждан существенные изменения паттернов сна, приема пищи, рост тревожных состояний и обострение хронических заболеваний.

Постоянное внимание к новостям только усиливает эти эффекты. Так, согласно исследованию Американской психологической ассоциации (APA), опубликованному еще в 2017 году, один из десяти респондентов обращался к сводкам событий раз в час, а пятая их часть следила за тем, что пишут в соцсетях, на постоянной основе. Последние всегда встречали в ленте новостной контент, отрицательно влияющий на их самочувствие.

Такая зависимость — не находка. Но если десять лет назад достаточно было посмотреть 14-минутный сюжет новостей, чтобы забеспокоиться обо всем на свете, то сегодня — с ростом доступности шок-контента в соцсетях — довести себя до состояния тревоги, проблем со сном и даже посттравматического стрессового расстройства стало легче.

Причиной тому — рекомендательные алгоритмы, находящиеся под капотом у многих медиаплатформ. Тим Бернерс-Ли, создатель Всемирной паутины, и Даниел Канеман, нобелевский лауреат и один из основателей поведенческой экономики, предупреждали об этом риске задолго до эпидемии коронавируса. Они говорили о кризисе «информационного кокона», когда человек становится заложником своей природной тяги к негативу. Виной тому алгоритмы соцсетей, снабжающие нас «еще более экстремальными версиями тех воззрений, которые мы уже исповедуем». Они оценивают нашу острую реакцию на негативный контент, любезно предоставляя еще больше плохих новостей, которые — по их мнению — «могут нас заинтересовать».

Таким образом активация механизма «бей или беги» происходит чаще. Наша симпатическая нервная система, ответственная за обменные процессы и сердечную деятельность, начинает испытывать повышенные нагрузки, а в ответ на стресс растет уровень кортизола в крови. По данным клиники Майо, одного из крупнейших медицинских центров в мире, сумма всех этих факторов повышает вероятность возникновения проблем с сердечно-сосудистой системой, увеличивает риск развития ревматоидного артрита и других серьезных заболеваний.

Даже если вы считаете, что ваша психика крепче стали, вам все равно есть над чем поработать. Все, кто так или иначе старается быть в курсе повестки дня, становятся жертвами когнитивных искажений, возникающих вследствие различных уловок, манипулятивных тактик и все тех же проблем восприятия самих журналистов, работающих в медиа.

Тим Бернерс-Ли

создатель URI, URL, HTTP, HTML и Всемирной паутины

Даниел Канеман

психолог, один из основоположников поведенческой экономики

Понять и простить

Механизмы распространения новостей и вирусов в чем-то схожи. Неспроста появились такие термины как «вирусный маркетинг» или «инфодемия». И если влияние последних на эволюцию нашего вида еще предстоит оценить, то на уровне отдельного человека такие явления — как и вирусные заболевания — несут мало пользы.

Они вводят нас в заблуждение, поэтому кажется, что плохих новостей всегда больше чем хороших. Но если уменьшить масштаб исследуемой области со страны до города, с района или многоквартирного дома до семьи или группы друзей, объем негатива снизится. По возвращении на макроуровень хорошие новости снова отойдут на второй план, так как будут преобладать сводки происшествий. О таких эффектах давно предупреждал в своей книге «Innumeracy» Джон Аллен Паулос, популярный автор и профессор математики из американского Университета Темпл (позже он адаптировал издание к эпохе соцмедиа, выпустив бестселлер «Математик читает газету»).

Другой манипулятивный эффект основан на эвристике доступности, о которой пишет все тот же Канеман. Он объясняет, почему многие становятся аэрофобами, но продолжают посредственно относиться к собственной безопасности за рулем. Дело в том, как медиа работают с одной и другой темой. Почти каждая авиакатастрофа попадает в объектив СМИ и вызывает общественный интерес, а рядовым ДТП, даже со смертельным исходом, сегодня мало кого удивить. Аналогичным образом вероятность погибнуть в эпицентре торнадо кажется выше, чем вероятность смерти от астмы, хотя последняя в десятки раз превышает первую.

Не стоит забывать и о прямых атаках на восприятие — фейк-ньюз. Они известны скандалами в политическом контексте, но работать с ними нужно и на бытовом, повседневном уровне. В Финляндии уже занялись этим. Хотя страна и лидирует в международном рейтинге медийной грамотности, правительство посчитало нужным обучать граждан работе с информационными источниками с малых лет, чтобы не полагаться исключительно на запретительные меры в отношении фейков. Так, одна из финских фактчекинговых организаций адаптирует свои методы, с помощью которых можно натренировать критическое мышление и научиться распознавать дезинформацию, для массового изучения в формате школьной программы.

На этом манипулятивные тактики не заканчиваются, но если вам уже захотелось привести свою информационную диету в порядок, приступим к рекомендациям.

Джон Аллен Паулос

профессор математики в Темплском университете в Филадельфии

Раз, два, три

Чтобы вы могли перейти от теории к практике, мы составили компактный чек-лист:

 Читать о популярных и обсуждаемых темах (например, о все том же коронавирусе) только, чтобы принять конкретные меры здесь и сейчас (например, купить средства защиты для себя и близких). После этого — минимизировать потребление такой информации, согласно рекомендациям ВОЗ.

 Отдавать отчет, что многие новостные источники пытаются не столько информировать, сколько провоцировать. Полностью исключить их и выключить push-уведомления соцсетей и медиа. Самостоятельно изучать новостные ресурсы фиксированное число раз в день — например, в обед, но не перед сном и не сразу после пробуждения. Оценивать ощущения до и после чтения прессы, но не вовлекаться в обсуждение новостей с родственниками, друзьями и коллегами.

 Тратить высвободившееся время на прогулки и хобби. Подобрать «экологичные» источники развлекательной информации — например, специализированные журналы или что-то из подкастов.

Главное не забывать, что ваша цель — быть в курсе, а не в стрессе. Не стоит пытаться выискивать хорошие новости и идти против своей природы. Иногда для того, чтобы в вашей жизни стало больше позитива, достаточно просто обратить внимание на информационный рацион и то, что обсуждает ваше окружение.

Как вам материал?
11838 2 1 cookie-check Не все новости одинаково полезны: как сохранить продуктивность и быть в курсе повестки дня no